Сказкотерапия (текст моей статьи для Открытой газеты)

Сказкотерапия одно из новых направлений в психологической практике. Своими корнями она уходит в далекое прошлое, когда люди начали рассказывать истории, притчи, чтобы поддержать другого, передать опыт и мудрость старших последующему поколению.
Сказкотерапия предлагает использовать сказочные сюжеты, метафоры в работе с «узором судьбы» человека, т.к. сказки содержат неизменные на протяжении веков «образцы» действий. Например, механизмы возникновения конфликтов, бытовых и внутриличностных проблем, сценарии поведения людей остаются неизменными в разных исторических эпохах. Однако это вовсе не означает, что все предопределено или что все возможные исходы ситуации изложены в сказках. Знание таких сюжетов позволяет избежать ошибок, «не наступить на грабли» в определенных обстоятельствах.
Сказкотерапия применяется в работе как с детьми, так и со взрослыми. «Инструментарием» может выступать чтение и разбор сказок – чаще используются народные сказки, авторская сказка клиента, авторская сказка психолога, написанная специально для конкретного клиента (как ребенка, так и взрослого). Психолог совместно с клиентом пытается вычленить «сценарий» развития событий, «ловушки» сюжета, обстоятельства, на которые стоит обратить внимание. В дальнейшем сказочные сюжеты могут разыгрываться с помощью игрушек, а также в песочнице (здесь уже применяется метод песочной психотерапии sand-play) или сопровождается рисованием и интерпретацией рисунка.
Метод сказкотерапии используется в работе с самыми разными проблемами, это могут быть и детские страхи, и агрессивность, и соперничество, и особенности пренатального периода и родов, а также несчастная любовь, расставания, разводы и многое-многое другое.
Применять сказки могут и родители. Они могут читать с ребенком сказку и обращать его внимание на необходимые обстоятельства, например, если ребенок боится Бабу-Ягу – что помогло герою справиться с ней, как он поборол страх и стал смелым? Какие волшебные слова надо произнести? Есть и специальные психотерапевтические сказки, в которых описаны наиболее распространенные детские трудности: энурез, конкуренция между детьми, нежелание идти в детский сад или школу и пр.
Мультфильмы в ущерб чтению – сказки (как правило, народные или в авторском изложении) несут с собой информацию о менталитете народа, раскрывают основные сценарии человеческих взаимоотношений. Следовательно, через сказку дети обретают опыт предшествующих поколений, а также узнают характерные черты своего и соседствующих народов. Мультфильмы, чаще всего, имеют развлекательную функцию. Если нет возможности проводить время с ребенком, читая, то можно предложить родителям использовать аудио-сказки. Помимо «сказкотерапевтического» эффекта, аудио-сказки помогут в развитии слухо-речевой памяти. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок к сказке и по рисунку рассказать маме с папой, о чем была сказка, что ребенку в ней понравилось, когда был самый страшный момент, а когда смешной и т.д. Только не стоит превращать это в «экзамен на лучший пересказ» для ребенка, ему, в первую очередь, должно быть интерес-но. Если ребенок любит смотреть современные мультфильмы, их тоже можно обсуждать с родителями: чему мультфильм учит, из-за чего друзья ссорятся, как можно помириться и пр.
Если ребенок сам сочиняет сказки, это очень полезно. С одной стороны, он развивает свою фантазию, творческие способности, понятное окружающим изложение собственных мыслей. С другой стороны, родители или психолог могут обратить внимание на повторяющиеся сюжеты, на «странные» обстоятельства. Задача взрослых – понять, что именно пытается донести до них ребенок, что сейчас происходит в его внутреннем мире. Для ребенка, сочинение сказок может стать способом выплескивать собственные чувства, тревоги, страхи, не накапливать и не подавлять их.
Сказкотерапевт, как правило, читает много сказок, легенд, мифов, чтобы знать основные сценарии поведения, видеть особенности менталитетов разных народов (а это немаловажно в нашем регионе), подобрать для каждого клиента именно его сказку или со-чинить персональную, включающую необходимые сюжеты и пути их разрешения, ведь чем больше путей поведения увидит в сказке клиент, тем больше вариантов поведения в жизни он обретет.