Психология для всех

Объявление

ПСИХОЛОГ В СТАВРОПОЛЕ. НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: КИНЕЗИОЛОГИЯ; ПЕСОЧНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ; РАССТАНОВКА С ПОМОЩЬЮ АССОЦИАТИВНО-МЕТАФОРИЧЕСКИХ КАРТ. ЗАПИСЬ ПО ТЕЛЕФОНУ: 8-928-308-28-09 (с 8.00 до 20.00)

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Психология для всех » Родителям о детях » Детская комната


Детская комната

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

В этой теме можно размещать все материалы и вопросы, касающиеся детской психологии

0

2

Моя статья

Телепузики для карапузиков
Как выбрать игрушку для ребенка

До самого главного чудесного праздника в году осталось три дня, а список дел в ежедневнике, кажется, только увеличивается. «Закончить отчет по работе, запастись майонезом, ушить платье, записаться к парикмахеру... и - о боже! - купить подарок ребенку!»
Магазин игрушек - спасение для вечно спешащих родителей. Вот уставшая мамочка теребит консультанта: «Дайте мне фею с крылышками из мультика. Эту, как ее... Блум!» Имя заморской волшебницы покупательница считывает со шпаргалки, составленной под дочкину диктовку. У тех же, кто приходит в царство игрушек без детских инструкций, голова идет кругом. В руки просятся румяные куклы, плюшевые медведи, индейцы, зайцы-барабанщики, лошадки-качалки... Как выбрать среди них то самое, что нужно твоему малышу для нежной заботы и невероятных приключений? И вообще, может, под елку положить ботиночки на меху вместо пиратской сабли?
«Игрушечными» советами с читателями «Открытой» делится Марина ГОГУЕВА, кандидат психологических наук, психолог Медико-психологического центра Ставрополя.

«Бесполезные» неваляшки?
Заворачивая в праздничные упаковки «полезные» сапожки вместо «бесполезных» неваляшек, взрослые всерьез полагают уложить одним выстрелом двух зайцев - и обнову прикупить, и под новогодний сюрприз ее замаскировать. Но обхитрить ребенка не удастся - разве такой унылый подарок он мечтал найти под елочкой?
Для дошколенка самая важная вещь на свете - игрушка, а игра - жизненная потребность, в которой заложен большой психологический смысл. Играя, малыш осваивает навыки, которые пригодятся ему в будущем: копирует деятельность взрослых, выстраивает отношения персонажей, учится жить в обществе, быть активным. Кроме того, возясь с машинками и смешариками, ребенок отыгрывает ситуации, которые его тревожат (например, ссору родителей или страх темноты).
В общем, игрушка - не просто забава, а друг, который знакомит ребенка с миром, учит, помогает, развивает. И все это - с первого месяца жизни!
Младенцу нравится хватать яркую вещицу, перекладывать из ручки в ручку, поэтому погремушки должны быть разными на ощупь - шершавыми, слегка колючими, гладкими и пупырчатыми. Впрочем потешки, развивающие сенсорику, полезны не только грудничкам, но и деткам постарше. В старину такими «развивалками» служили куклы, начиненные опилками и зернышками, сегодня - игрушки, набитые песком или с «начинкой» из крупинок, которые даже взрослым приятно мять в руках.
Выбирать игрушки лучше из натуральных материалов - дерева, шерсти, глины. Но пластмассовая красота из «Детского мира» тоже пригодится. Например, розовый пеликан на колесиках, которого ваша двухлетняя дочурка без устали «хороводит» по квартире. И чем он ей так нравится?
Дело в том, что в два года дети уже крепко стоят на ножках, им становится интересно отходить от мамы, и в то же время страшно: вдруг она куда-то денется. Эти противоречивые чувства кроха переносит в игру - и потому с таким удовольствием волочит за собой сороконожку на веревочке и катит за ручку пеликана: питомцы «путешествуют» вроде бы автономно, но маленький хозяин сохраняет над ними контроль.
Что еще должно быть в игровом арсенале детсадовца? Для сюжетных игр - зверушки и куклы. Для познавательной деятельности - кубики, пирамидки, матрешки. Для предметной - совочки для копания, игрушечная посудка, «шнуровки» (когда, например, нужно застегнуть жилетку на собачке или продеть веревочку через дырки в сыре).
Не стоит упираться в гендерные стереотипы: Ванечкам по солдатику, Олечкам по пупсику. Девочки тоже порой сердятся, и для выплеска эмоций им нужны «мальчишечьи» игрушки. А мальчикам тоже предстоит создать семью, и они могут моделировать ее, играя с куклами. Паниковать в случае такого недолговременного «девчачьего» увлечения не стоит.

О «всякой гадости»
Бывают у взрослых и другие «игрушечные» предубеждения. Например, к разного рода страшилищам, которые якобы травмируют детскую психику.
На самом деле малыш неспроста просит у родителей пластмассовое чудище или мерзкого паука. В каждом возрасте есть страхи, которые человек должен пережить. У ребенка тревога, часто не сознаваемая, прячется внутри, и чтобы справиться с ней, нужно вытащить «червоточинку» во внешний мир. И тут на помощь крохе приходит... отвратительный монстр из магазина игрушек.
Детский страх «вылезает» наружу и принимает конкретную форму. Теперь с ним можно что-то сделать - бросить на пол, поставить в угол, сломать или пожалеть. Его можно контролировать, а значит - не бояться.
Если же на просьбу малыша о «всякой гадости» отвечать категоричным: «Нет, и точка!», он начнет искать другой способ выхода эмоций. Не найдет – станет подавлять страх, загонять глубже и... расти неуверенным, замкнутым, боязливым человечком.
Еще одна «жертва» чрезмерной родительской заботы - военная игрушка. Некоторые мамы (реже папы) беспокоятся, что солдатики, танки, сабли и пушки вырабатывают у ребенка агрессию. Но на самом деле они ее прорабатывают. Что это значит?
Например, мама не разрешила пятилетнему сыну смотреть мультики - он пошел в комнату играть в солдатики. В итоге выплеснул обиду и раздражение, атакуя неприятеля, а мог бы укусить маму...
Если родителей все же тревожат агрессивные игры ребенка, можно попросить поиграть вместе и по ходу игры предлагать свои варианты развития событий. Белочка кинула шишкой в динозаврика, а тот, рассердившись, ее съел? А может, не съел, а облил компотом из водяного пистолета? Или просто сказал: «Ты меня обидела»?
Все люди, даже самые маленькие, временами испытывают гнев и злость. Важно научить малыша, как себя вести в такой ситуации. Согласитесь, нечестно одергивать ребенка бесконечными «нельзя», «не делай», «не говори», отметая способы, которые придумал он сам, но ничего не предлагая взамен.

Оплеуха для мишки
Встречаются на магазинных полках и действительно «опасные» потешки, от покупки которых, возможно, следует отказаться. На днях в магазине игрушек мне попался на глаза такой экземпляр. Славный мягкий мишка сидел в коробочке с надписью: «Тронь меня по голове, и что-то услышишь».
Заинтригованная, глажу игрушку между ушками - ничего. На помощь приходит консультант магазина. Милая девушка, улыбаясь, объясняет: «Это говорящий мишка. Если его ударить по голове, вот так...» - и, не договаривая, дает медведю пощечину.
Я вздрогнула. Мишка промолчал. Девушка ударила сильнее. Еще раз. И еще. На четвертую оплеуху медвежонок отозвался жалобным «ай!».
Вот такая фантазия игрушечных дел мастеров...
Вырастет ли злобным драчуном «счастливчик», нашедший говорящую зверушку под елкой? Не обязательно. Но мучительным чувством вины и раскаяния взрослые, купившие мишку в подарок, одарят своего кроху с избытком. Даже мне, взрослому человеку, было не по себе смотреть, как мотается голова избиваемого мишки. Что уж говорить о ребенке, который только учится отделять «понарошку» от настоящего и верит, что по ночам игрушки оживают?!
Перед Новым годом, как горячие пирожки, расходятся в детских магазинах девчоночьи любимицы - куклы. Постарайтесь быть внимательными в их выборе. Дочка увидела по телевизору рекламу и слезно просит «вон ту, говорящую, в розовом платьице»? Посмотрите, какой стереотип поведения демонстрирует кукла и что она говорит. Может быть: «Я красивая. Мне не нужно работать»? (Такие куклы действительно есть в продаже.)
Игрушка для малыша - определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Мальчики могут повсюду таскать с собой человека-паука, потому что видят в нем качества (смелость, успешность), которые пока не чувствуют в себе, но хотят иметь.
Девочки же не расстаются с куклами. Зачастую у пластиковых красото большая грудь, чересчур тонкая талия, откровенные мини-юбки и вызывающий макияж, они гламурные, глупые, олицетворяют социальный успех и потребление... Нужен ли вашему ребенку такой идеал?

Папа рядом
Родительская причастность к миру детских игр не должна ограничиваться покупкой новых телепузиков, принцесс и космических бластеров. С детьми обязательно нужно играть! Если вы очень заняты, выделите пусть небольшое, но фиксированное время для игр - например, по 15 минут через день - и, что бы ни случилось, соблюдайте «игрушечный» график.
Ребенок дополучит родительское внимание, к тому же 15-минутка, в которую он с папой запускает поезда или ищет сокровища на необитаемом острове, превратится в маленький семейный обряд, а он даст крохе бесценное чувство стабильности, защищенности, безопасности и родительской заботы.
 

Записала
Фатима МАГУЛАЕВА
Опубликовано в "Открытой газете" (№51 от 28.12.2011-11.01.2012)

0


Вы здесь » Психология для всех » Родителям о детях » Детская комната