Как научить читать, считать, запоминать, подготовка к школе, развивающие игры и упражнения и т.п.
Моя статья
Как хорошо уметь читать
Детям, которые ко времени поступления в школу хорошо и с удовольствием чита-ют, проще учиться и усваивать новые знания, поскольку они обладают расширенным сло-варным запасом, более высоким уровнем грамотности, чем ученики, не любящие читать. У ребенка, который много читает, развивается способность обобщать и анализировать, понимать логико-грамматические конструкции, делать выводы и формировать гипотезы.
Если среди близких людей ребенок не увидит примера любви и интереса к чтению, скорее всего он и сам не будет интересоваться книгами. Если родитель не радуется книге, то чего же ждать от ребенка, ведь как известно яблоко от яблони… Но, в то же время, если взрослый «стимулирует» любовь к чтению принуждением («Прочтешь 5 страниц - пой-дешь гулять») или сравнением с читающими сверстниками, едва ли это вызовет нужную реакцию.
Немаловажную роль в воспитании любви к чтению играет детское впечатление о нем. Обучая малыша чтению, проводите занятия в игровой форме, чтобы ему было легко и интересно. Вначале этому можно отвести 5 – 10 минут, постепенно увеличивая время до 30 минут. Выбирая первую книгу для ребенка, необходимо помнить, что ее словарный за-пас должен составлять от 50 до 100 слов; на странице не должно быть более одного пред-ложения; высота печатного шрифта должна составлять не менее 1см; а текст должен пред-шествовать иллюстрациям и идти отдельно от них.
Если ребенок уже умеет читать, можно порекомендовать следующее:
• читайте детям на ночь, чтобы они получали удовольствие от общения с книгой;
• приступая к новой книге, обратите внимание ребенка на название, иллюстра-цию на обложке и поразмышляйте вместе с ним, о чем может быть эта книга;
• ребенка может заинтересовать и чтение по ролям;
• если младший школьник боится читать в классе при всех, поиграйте с ним в «эхо»: сначала абзац читаете вы, а затем ребенок. Это позволит ему чувствовать себя свободнее и увереннее. Попутно обращайте его внимание на новые слова, знаки препинания, особенности написания отдельных слов;
• чаще обращайтесь к книжным примерам, чтобы у ребенка возникло любопыт-ство и желание прочитать то или иное произведение;
• просмотр фильма, снятого по сюжету какого-либо произведения и обсуждение в семейном кругу разницы между фильмом и оригиналом, так же может вызвать у ребенка интерес к прочтению обсуждаемого;
• обсуждайте содержание прочитанной ребенком книги, узнайте его впечатления, будьте в курсе его жанровых предпочтений, старайтесь находить такие книги, которые увлекут вашего ребенка, даже если ваши вкусы не совпадают. В то же время, приобретайте и разнообразную литературу: поэзию, энциклопедии, сло-вари, иллюстрированные издания и пр.;
• позвольте ребенку самому собрать свою библиотеку, самостоятельно выбирая книги в магазине.
Статья опубликована в газете "Открытая", №30, 2008г.